ОБСЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА

При постановке на воинский учёт и при призыве на военную службу граждане могут быть направлены на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию, если вынесение медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования в военном комиссариате невозможно (п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе).

В том числе граждане могут быть направлены на стационарное обследование в психиатрические больницы. Рассмотрим возможность и основания отказа от такого обследования.

Согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (Приложение 1 к Приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663≫), военные комиссариаты запрашивают из психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других диспансеров (кабинетов), а также других медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт и призыву на военную службу, состоящих на учёте (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами. Кроме того, списки лиц, имеющих или имевших проблемы с наркотическими средствами, запрашиваются военными комиссариатами от органов внутренних дел, органов дознания и предварительного следствия, федерального суда.

Таким образом, сведения о гражданах, имеющих соответствующий диагноз и состоящих на учете, в военных комиссариатах имеются.

Для выявления лиц с психическими расстройствами в ходе медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, врачам-психиатрам следует учитывать данные об их нервно-психической устойчивости, полученные специалистами профессионального психологического отбора военных комиссариатов в ходе этих мероприятий.

Одна из первоочередных задач данной работы — получение информации о призывниках, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, а также участвующих в их незаконном обороте. В этих целях следует использовать средства экспресс-диагностики.

Рассмотрим ситуацию, когда гражданина направляют при явном отсутствии оснований, на стационарное обследование в психиатрические больницы, притом, что он никогда не обращался за специализированной медицинской помощью, не состоит на учёте и считает себя психически здоровыми.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» основания и порядок амбулаторного и стационарного обследования при решении вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе определяются данным законом и законодательством РФ о военной службе.

Однако в законодательстве, регулирующем призыв граждан на военную службу и медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе, имеются противоречия. Как уже указывалось, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждане могут быть направлены на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию, если вынесение медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования в военном комиссариате невозможно.

В то же время в порядке п. 8 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданину предоставлено право на отказ от какого-либо медицинского вмешательства. Об исключительно добровольном информированном согласии на оказание медицинской помощи речь идёт и в ст. 20 вышеуказанного закона, согласно п. 3 ч. 9 которой медицинское вмешательство без согласия совершеннолетних граждан допускается лишь в отношении лиц, страдающих тяжёлыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинское вмешательство -это выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций. То есть стационарное или амбулаторное медицинское обследование является  медицинским вмешательством, от которого гражданин имеет право отказаться. При этом закон не содержит исключений, то есть перечня обстоятельств, при которых от такого вмешательства отказаться нельзя.

Поскольку в рассматриваемом случае идёт речь об обследовании в психиатрическом стационаре, необходимо учитывать нормы специального законодательства, а именно Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Статья 4 указанного закона предусматривает добровольность осуществления психиатрической помощи и процедур такого медицинского вмешательства.

Согласно ч. 1 ст. 28 указанного закона основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи. Помещение лица в психиатрический стационар, за исключением случаев, предусмотренных ст. 29 этого закона, осуществляется добровольно — по его просьбе или с его согласия (ч. 3 ст. 28). Статья 29 содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых  лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя. Если его обследование или лечение возможно только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжёлым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

С учётом того, что речь идёт о призывниках, не имеющих, как правило, тяжёлых психических расстройств и явно не относящихся к вышеперечисленным, их отказ от стационарного психиатрического обследования (лечения) не является нарушением действующего законодательства.

Важно знать, что направление призывника в психиатрический стационар напрямую исключено. Призывник при наличии к тому оснований может быть направлен врачом военного комиссариата лишь к врачу-психиатру в амбулаторий психоневрологического диспансера, только врач которого компетентен принять решение о необходимости обследования в условиях психиатрического стационара.

При решении вопроса о проведении гражданину, подлежащему призыву на военную службу, обследования на предмет выявления у него психического расстройства, следует руководствоваться необходимостью обеспечения баланса прав граждан и интересов государства в создании боеспособных вооружённых сил и не забывать, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).

Об ответственности

Зачастую при отказе граждан от направления в психиатрический стационар в военных комиссариатах их уведомляют о том, что они будут привлечены к уголовной ответственности. Необоснованное уклонение гражданина от медицинского обследования по направлению призывной комиссии действительно может повлечь за собой как административную (ст. 21.6 КоАП РФ), так и уголовную ответственность (ч. 1ст. 328 УК РФ). Отказ призывника от получения направления призывной комиссии с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу подлежит квалификации по ч. 1 ст. 328 УК РФ. На это указано в абз. 3, 4 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы». В силу абз. 2, 3 п. 7 указанного постановления при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 328 УК РФ, или административным правонарушением (ст. 21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия. Когда призывник не является на медицинское обследование, чтобы уклониться от призыва на военную службу, он должен понести уголовную ответственность по ч. 1 ст. 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

С учётом вышесказанного, отказываясь от обследования в условиях психиатрического стационара, гражданин должен обосновать отказ в письменном виде, указав его причины (например, необходимость постоянного получения лекарственного лечения по поводу иных своих заболеваний, тогда как условия пребывания в психиатрическом стационаре лишат возможности получать необходимое лечение, назначенное врачами ранее, что способно повлечь нарушение его здоровья).

Поскольку решение о направлении призывника на обследование принимает призывная комиссия или военный комиссар по представлению соответствующего врача-специалиста, участвующего в медицинском освидетельствовании граждан при призыве на военную службу, гражданин вправе обжаловать его в призывной комиссии субъекта РФ или в суде.

Рекомендуем ознакомиться